На главную
Содержание

СУДАНСКИЕ-СУДНО

СУДАНСКИЕ ЯЗЫКИ, 1) классификационный термин, применявшийся в африканистике в 1-й пол. 20 в. для обозначения всех языков геогр. Судана. Выделение С. я. как единой генетич. семьи с предполагаемым праязыком соответствовало теории происхождения и родства афр. языков, разработанной К. Майнхофом (теория трёх языковых типов: хамитского, суданского и банту) и развивавшейся в ранних трудах Д. Вестермана (до 1927). Позднее была доказана её ошибочность, т. к. в состав С. я. включались группы языков, не сводимые к одному источнику: нилотские, манде и др. После работ амер. учёного Дж. Гринберга (50-60-е гг. 20 в.) термин "С. я." выходит из строго науч. употребления. 2) В совр. генеалогич. классификации языков Африки (Дж. Гринберг) используются термины "восточносуданские языки" и "центральносуданские языки", обозначающие подгруппы шаринильской группы нилосахарских языков. К вост.-суданским относятся нилотскиеязыки, нубийский язык, язык бареа (Эритрея), языки мурле-дидинга-мскан (в р-не границы Эфиопии и Судана), языки групп темейн, ньима-афитти, мерарит-тама и даго, распространённые на Ю. Судана и на В. Чада, язык ингассана (Ю.-В. Судана), а также предположительно языки ньянгья и теусо (С.-В. Уганды, С.-З. Кении). К центр.-суданским относятся языки группы багирми (Чад, ЦАР), крейш (Ю. Судана), языки групп бинга и мору-мади (Ю. Судана и Чад), групп мангбету и мангбуту (С. Заира), язык ленду (С. Заира).

Лит.: Westermann D., Die Sundansprachen. Hamb., 1911; TuckerA., Bryan М., Linguistic analyses. The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, L.- N. Y. -Capetown, 1966; Greenberg J., The languages of Africa, 2 ed., Bloomington, 1966. В. А. Виноградов.

СУДЕБНАЯ БАЛЛИСТИКА, см. Баллистика судебная.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в бурж. гос. и конституц. праве - система органов, на к-рые законом возлагается осуществление правосудия. Бурж. наука, исходя из ^разделения властей" теории, рассматривает С. в. как самостоятельную, независимую сферу публичной власти, противопоставляемой исполнительной власти и законодательной.

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА, см. Защита.

СУДЕБНАЯ ИНСТАНЦИЯ, см. Инстанция.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ, в широком смысле - состав суда при рассмотрении уголовных и гражд. дел. В СССР -организац. подразделение в большинстве судов (кроме районного, гор. суда, и воен. трибунала). Обл., краевые, окружные и Верх, суды авт. и союзных республик действуют в составе С. к. по гражд. и С. к. по уголовным делам. Верх, суд СССР, кроме названных, имеет в своём составе военную коллегию. Принимаемые судами решения по конкретным делам (кроме решений районного, гор., нар. суда, военного трибунала, президиума суда и пленума суда) исходят от С. к. соответств. суда. С. к. обл., краевых, окружных и Верх, судов авт. республик выполняют функции судов первой и кассационной инстанций. С. к. Верх, судов союзных республик рассматривают по первой инстанции дела особой важности или особого обществ, значения, принятые ими к производству по собств. инициативе или по инициативе прокурора республики; кроме того, они являются судами второй инстанции (по отношению к обл., краевым, окружным судам и Верх, судам авт. республик) и надзорной инстанцией. С. к. Верх, суда СССР правомочны рассматривать по первой инстанции уголовные и гражд. дела исключит, важности, отнесённые законом к их ведению, а в порядке судебного надзора - протесты Пред. Верх, суда СССР, Ген. прокурора СССР и их заместителей на решения и приговоры судов союзных республик. В качестве суда первой инстанции С. к. рассматривают дела в составе председательствующего - председателя, заместителя председателя или члена суда - и двух нар. заседателей, а по второй инстанции и при рассмотрении протестов в порядке судебного надзора - в составе трёх членов данного суда.

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА, мед. дисциплина, изучающая медико-биол. проблемы, возникающие в процессе деятельности органов следствия и суда. К ним относятся: процессуальные и организац. основы суд.-мед. экспертизы; изучение причин расстройств здоровья и смерти человека от различных внеш. воздействий; суд.-мед. экспертиза живых людей (по поводу телесных повреждений, состояния здоровья, определения возраста, при половых преступлениях и др.); экспертиза трупа (см. Вскрытие трупа); экспертиза веществ, доказательств (исследование крови, выделений организма, волос и др.) и т. д. С. м. тесно связана со многими мед. (патологич. анатомия, травматология, токсикология и др.) и правовыми (криминалистика, уголовное и гражд. право и процесс) дисциплинами. По мере развития С. м. выделились как самостоят, отрасли суд. химия, судебная психиатрия, суд. токсикология. О практич. применении С. м. см. Экспертиза судебная.

С. м. получила развитие с 16 в., когда стали практиковать привлечение врачей для определения вменяемости лиц, совершивших преступление, и т. п. [напр., уголовное уложение Карла V "Каролина" (1532) предусматривало проведение такой экспертизы]. В 16-17 вв. появились значит, работы по С. м., среди к-рых труды франц. хирурга А. Паре "Трактат о заключениях врача и бальзамировании трупов" (1594), итал. врача П. Закхиаса "Вопросы судебной медицины" (1621), открытие гидростатич. лёгочной пробы на живорождённость К. Рейгером (Польша, 1677)и И. Шрейером (Германия, 1682). В дальнейшем были организованы кафедры С. м. во Франции, Германии, Италии, Великобритании, Бельгии и т. д. В 19 в. успешному развитию С. м. и основанию суд.-мед. школ в Европе способствовали работы И. Каспера (Германия), А. Тейлора (Великобритания), И. Машки (Чехословакия), П. Бруарделя и А. Лакассаня (Франция), Э. Гофмана (Австрия), М. Миновича (Румыния) и др.

В России официальное применение суд.-мед. экспертизы введено в 1716 Воинским уставом Петра I. Ввиду отсутствия достаточного числа врачей экспертиза производилась вначале лишь в больших городах; в дальнейшем в крупных городах и уездах появились должности городских и уездных врачей, в задачи к-рых входило решение вопросов суд.-мед. экспертизы. Узаконение С. м. в рус. суде произошло в 1-й трети 19 в. В 1842 был утверждён "Устав судебной медицины" (в 1829-"Правила для врачей при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел"). В 1832 был опубликован 1-й отечеств, учебник, написанный С. А. Громовым. В кон. 19 в. при мед. ф-тах ун-тов были учреждены самостоят, кафедры С. м., на к-рых работали учёные, внёсшие существ, вклад в развитие теории и практики С. м.: Е. О. Мухин, Д. Е. Мин, П, А. Минаков, H. В. Попов (Моск. ун-т), Ф. Я. Чистович и др. (петерб. Воен.-мед. академия), А. С. Игнатовский (Юрьевский ун-т), И. М. Гвоздев (Казанский ун-т), Э. Ф. Беллин, H. С. Бокариус (Харьковский ун-т), М. Ф. Попов, М. И. Райский (Томский ун-т) и др; Определённую роль в развитии С. м. сыграл журнал "Архив судебной медицины и общественной гигиены", осн. в 1865 Е. В. Пеликаном,

В 1932 в Москве был организован н.-и. ин-т С. м., в 1937 учреждена должность Гл. суд.-мед. эксперта Наркомздрава СССР. Издаётся журнал "Судебномедицинская экспертиза" (с 1958), создано (1946) Всесоюзное научное общество судебных медиков. С. м. преподаётся в высших мед. и юрид. уч. заведениях. Развитию С. м. способствовали работы М. И. Авдеева, В. М. Смольянинова, В. И. Прозоровского, В. Ф. Червакова и др. Среди работ зарубежных учёных наиболее известны труды Д. Моди (Индия), Л. Ваххольца и В. Гживо-Домбровского (ПНР), А. Тодорова (НРБ), М. Миловановича (СФРЮ), О. Прокопа (ГДР), Б. Мюллера и А. Понсольда (ФРГ), Ч. Джерина, А. Франкини (Италия), Л. Дероберта и Л. Роша (Франция), Е. Шомоди (ВНР), Ю. Рекаллио (Финляндия), М. Хелперна (США) и мн. др. В 1938 организована Междунар. академия судебной и социальной медицины (с 1961 в неё входят сов. медики). За рубежом издаются журналы "Zacchia" (Roma, с 1921), "Annales de medecine legale et de criminologie et de police scientifique" (P., 1921-67, c 1968 под названием "Medecine legale et dommage corporel"),"Medico-legal journal" (Camb., 1901-41. c 1973 под названием "Medicolegal society"), "Journal of forensic sciences" (Phil., c 1956) и др.

Лит.: Авдеев М. И., Курс судебной медицины, М., 1959; Громов А. П., Курс лекций по судебной медицине, М., 1970. А. П. Громов, В. В. Томилин.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, 1) деятельность судов по применению законов при разрешении конкретных дел. 2) Определённая тенденция разрешения судами отд. категорий дел с учётом вступивших в законную силу решений судов, прежде всего судов высшей инстанции. С. п. способствует единообразию в применении законов судами. В СССР в руководящих разъяснениях Пленума Верх. суда СССР и Пленумов Верх, судов союзных республик обобщается опыт деятельности всех судов, конкретизируются отд. нормы, даются указания судам, как следует правильно понимать и применять законы, на примере конкретных дел отмечаются ошибки судов при их решении. Следуя этим указаниям, суды на всей территории СССР применяют законы так, как это вытекает из их толкования Верх, судом (см. Толкование закона). С. п. играет важную роль в совершенствовании законодательства, т. к. в процессе применения законов судами проверяется эффективность действующих норм, выявляются пробелы, противоречия и прочие недочёты действующего законодательства.

В ряде бурж. гос-в С. п. рассматривается как источник права, создаёт новые нормы (напр., в форме прецедента). Это означает, что при решении конкретного дела суд может сослаться на решение аналогичного дела, опубликованное в офиц. сборнике С. п.

СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ, отрасль психиатрии, к-рая изучает нарушения психич. деятельности человека применительно к нек-рым нормам уголовного и гражд. права и процесса, выражающим отношение закона к психич. больным и к лицам, чья психич. полноценность вызывает сомнение. В соответствии с этим С. п. в первую очередь исследует мед. (психиатрич.) основания, по к-рым исключается способность лица нести ответственность за совершённые им деяния, а также способность приобретать гражд. права и выполнять гражд. обязанности. По сов. уголовному праву деяние, совершённое в невменяемом состоянии, не считается преступлением, а лицо, его совершившее,- преступником (см. Невменяемость). Объектами изучения С. п. являются также свидетели и потерпевшие, психич. полноценность к-рых вызывает сомнение. В области гражд. процесса задача С. п.-определить возможность истца или ответчика понимать значение своих действий и руководить ими, на основании чего суд решает вопрос о их дееспособности, о необходимости установления опеки, о действительности сделок, совершённых в период расстройства психич. деятельности. Наличие (или отсутствие) психич. заболевания, тяжесть вызванных им нарушений психич. деятельности определяются судебно-психиатрич. экспертизой, назначаемой органами дознания или следствия, судом.

Наряду с судебно-психиатрической экспертизой в задачи С. п. входит изучение общественно опасных действий душевнобольных в целях их предупреждения; важным звеном его является применение мер мед. характера (в т. ч. принудит, лечения) к этим больным.

В СССР судебно-психиатрическая экспертиза находится в ведении органов здравоохранения. Научно-методич. руководство С. п. осуществляется Центр, н.-и. ин-том судебной психиатрии им. проф. Сербского.

Лит.: Лунц Д. Р., Советская судебная психиатрия, М., 1970; Судебная психиатрия, 2 изд., М., 1971. Д. Р. Лунц.

СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психич. жизни в области предупреждения преступлений судопроизводства, исправления и перевоспитания преступников. С. п. исследует психологич. "механизм" проникновения в сознание и укоренения антиобществ, взглядов и привычек, процесс формирования и реализации преступных целей и мотивов; влияние особенностей психики лиц, участвующих в судопроизводстве, на их позицию по делу, на содержание их объяснений и решений и т. д.

Данные С. п. используются в криминалистике при разработке приёмов и тактики следственных действий (в т. ч. связанных с изучением личности обвиняемого), при оценке эффективности мер уголовного наказания и разработке рекомендаций по их применению, при разработке мер предупреждения преступлений и изучении причины преступности.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864, в России реформа суд. системы и судопроизводства; самая последовательная из бурж. реформ 60-70-х гг. (см. также статьи Крестьянская реформа 1861, Земская реформа 1864). Вызванная развивавшимися в стране капиталистич. отношениями, С. р. отразила классовые интересы буржуазии. Проводилась на основе суд. уставов, принятых 20 нояб. 1864: ">'чреждение судебных установлений", уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. На окраинах России уставы вводились со значит, изменениями; окончательно процесс был завершён лишь к 1896.

В судебных уставах отражён ряд бурж. принципов судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, несменяемость судей и следователей, создание суда присяжных, учреждение адвокатуры, провозглашение гласности, устности и состязательности процесса, свободная оценка доказательств; выборность нек-рых суд. органов (мировых судов). Вместе с тем С. р. сохранила ряд элементов прежнего сословного суда: участие в процессе сословных представителей, особая подсудность дел высших должностных лиц, сохранение крестьянских, "инородческих" и духовных судов и др.

Были созданы две системы судов -мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражд. дела. Создавались мировые суды в городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах - гор. думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в т. ч. и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената. В прибалт. губерниях, на Сев. Кавказе и в Закавказье мировые судьи не избирались, а назначались министром юстиции; в Польше в сельской местности мировых судов не было вообще, в городах мировые судьи назначались правительством .

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на неск. суд. округов). Окр. суд рассматривал уголовные и гражд. дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершённых лицами, имевшими чин выше титулярного советника. Дела о преступлениях или проступках, за к-рые законом были положены наказания, соединённые с лишением всех прав состояния или всех лично присвоенных прав и преимуществ, слушались с участием присяжных заседателей. Апелляционной инстанцией для окр. суда была суд. палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом суд. надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента - гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать нек-рые дела по первой инстанции.

При окр. судах и суд. палатах состояли суд. следователи, суд. приставы, прокуратура; кроме того, при суд. палатах -совет присяжных поверенных. Суд. следователи проводили предварит, следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окр. суду и суд. палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окр. суде - прокурор окр. суда и неск. товарищей прокурора, при суд. палате - прокурор суд. палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената - обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

С. р. имела прогрессивное значение, ибо новая суд. система заменила собой крайне раздробленную систему судов (суды по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, где дела велись на основе инквизиционного процесса, при закрытых дверях, следственные функции осуществляла полиция, и т. п.). Однако значение С. р. 1864 умалялось рядом положений суд. уставов: изъятием нек-рых категорий дел из компетенции суда присяжных (в т. ч. о гос. преступлениях), сохранением системы поощрений судей местной администрацией, которая представляла их к очередным чинам и орденам, и т. д.

С 70-х гг. в период реакции началось отступление от провозглашённых принципов. С. р. была подвергнута коренному пересмотру ранее др. реформ 60-х гг. В 1866 из ведения суда присяжных были изъяты дела о печати; законом 19 мая

1871 были утверждены Правила о порядке действия членов корпуса жандармов по исследованию преступлений, передавшие дознание по делам о гос. преступлениях в ведение жандармерии. 7 июня 1872 была принята новая редакция раздела о судопроизводстве по гос. преступлениям "Устава уголовного производства", закрепившая создание Особого присутствия правительствующего Сената (с участием сословных представителей) для рассмотрения этой категории дел. Законом от 9 мая 1878 "О временном изменении подсудности и порядка производства дел по некоторым преступлениям" был резко сокращён круг дел, рассматривавшихся судом присяжных; законами от 9 авг. 1878 и 8 апр. 1879 рассмотрение дел о гос. преступлениях и особо опасных преступлениях против порядка управления было передано воен. судам. Принятое 14 авг. 1881 "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" ещё более расширило компетенцию воен. судов и сузило круг процессуальных гарантий в общих суд. установлениях. Завершением суд. "контрреформы" явилась судебно-административная реформа 1889.

Лит.: Судебная реформа, т. 1 - 2, М., 1915; Виленский Б. В., Судебная реформа и контрреформа в России, Саратов, 1969. П. С. Грацианский.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА, судебные органы гос-ва, связанные между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев С. с. представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции.

Советская С. с. состоит из судов Союза ССР (Верховного суда СССР и военных трибуналов) и из судов союзных республик: Верх, судов союзных республик, Верх, судов авт. республик, краевых, обл., гор. (в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Алма-Ате) судов, судов авт. областей и нац. округов, районных (городских) нар. судов.

Военные трибуналы и т. н. общие суды (начиная от Верх, судов союзных республик и кончая районными, гор. нар. судами) образуют две самостоят, ветви, организационно объединённые в единую С. с. наличием общего для всех них высшего звена - Верх, суда СССР, к-рый возглавляет С. с. Сов. гос-ва.

В основу построения С. с. положены следующие принципы: единство С. с. (между отд. звеньями этой системы как по линии общих судов, так и воен. трибуналов имеются одинаковые по своей сущности правовые связи); зависимость структуры С. с. от гос. устройства СССР и союзных республик (сеть суд. органов к-рых построена с учётом адм.-терр. деления всей страны, союзных и авт. республик); двухинстанционность (приговоры и решения суда до их вступления в законную силу могут быть пересмотрены по общему правилу лишь 1 раз в непосредственно вышестоящем суде). Организация суд. органов в каждой из союзных республик составляет компетенцию высших органов гос. власти соответств. республики.

В бурж. гос-вах С. с., как правило, не учитывает адм.-терр. деление страны, она не строится по принципу организац. единства. В ряде бурж. гос-в существует несколько самостоят. С. с. Напр., в США имеются организационно не связанные между собой система федеральных судов и системы судов каждого штата, система воен. судов. В Великобритании есть суды, рассматривающие только уголовные или только гражд. дела, а также особые суды - военные, военно-морские, университетские, не входящие в общую С. с.

СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ, в криминалистике система методов и технич. средств фотосъёмки, применяемых для запечатления вещественных доказательств при производстве следственных действий и оперативно-розыскных действий, для исследования этих доказательств в процессе экспертизы, судебной. С. ф. включает приёмы фотографирования места происшествия, обыска, следств. эксперимента, живых лиц, трупов, документов, орудий преступления, следов и т. п. С. ф. использует методы запечатления и методы исследования. К первым относятся след, фотосъёмки: измерительная (масштабная, стереофотограмметрическая), макросъёмка (мелких объектов и следов), панорамная (фиксирует значительные по протяжённости участки местности), опознавательная (фиксирует лицо в фас и профиль), репродукционная (для документов) и др. К методам исследования относятся фотосъёмки в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских, гамма-лучах, микрофотография, голография, цветоделительная съёмка (с усилением цветового или яркостного контраста).

Фотографирование как средство фиксации веществ, доказательств предусмотрено сов. уголовно-процессуальным законодательством. Полученные снимки прилагаются к протоколу следств. действия или заключению эксперта.

Лит.: Селиванов H. А., Эйсм а н А. А., Судебная фотография, М., 1965,

СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. Экспертиза судебная.

СУДЕБНИК 1497, сборник законов, сыгравший большую роль в ликвидации феод, раздробленности, централизации Рус. гос-ва и создании общерус. права. Источниками судебника были Русская Правда, Псковская судная грамота, уставные грамоты, великокняжеские указы, обычное право, нормы к-рых были переработаны применительно к социально-экономич. изменениям. В основном С. содержал процессуальные нормы. Он установил единую систему гос. суд. органов, определил их компетенцию и соподчинённость, регламентировал суд. пошлины. С. расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми [напр., крамола, "церковная татьба" (святотатство), ябедничество], дал новое понятие преступления, а также особо опасного преступления. Устанавливалась розыскная форма процесса (см. Розыск), предусматривались в качестве мер наказания смертная казнь, торговая казнь (битьё кнутом) и т. д. Защищая феод, собственность на землю, судебник ограничил право сервитутов, увеличил сроки исковой давности в отношении великокняжеских земель, за нарушение межевых знаков на великокняжеских, боярских и монастырских землях была введена торговая казнь (на крест, землях - ден. штраф). Судебник ввёл уплату пожилого при уходе крестьянина от феодала (см. Выход крестьянский), а также установил единый для всего гос-ва срок перехода крестьян от одного владельца к другому (Юрьев день, 26 ноября).

Изд.: Судебники XV - XVI вв., М.-Л., 1952, с. 13-108.

СУДЕБНИК 1550, "Царский Судебн и к", в России памятник периода сословной монархии, утверждённый, по предположению учёных, в 1550 первым на Руси Земским собором. Непосредств. причиной принятия С. была необходимость консолидации сил феодалов для подавления нар. восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Основываясь на Судебнике 1497, а также на совместных решениях Ивана IV Грозного, бояр и высшего духовенства, С. ликвидировал суд. привилегии удельных князей и усилил роль центр, гос. суд. органов. Установив порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства, судебник подготавливал ликвидацию системы кормления. В С. впервые в истории России закон был провозглашён единств, источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, С. подробно определил положение холопов, в т. ч. кабальных холопов, уточнил порядок выплаты пожилого, ввёл новую пошлину "за повоз", уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. С. способствовал ликвидации феод, раздробленности в Рус. гос-ве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер.

СУДЕБНИК 1589, сборник правовых норм Сев. Поморья. Источники С. 1589 - местное обычное право, как предполагают, несохранившаяся уставная грамота царя Фёдора Ивановича и Судебник 1550. Явился попыткой приспособить нормы Судебника 1550 к специфич. условиям сев. р-нов Рус. гос-ва (отсутствие светской феод, собственности, преобладание черносошного крест, землевладения с постепенным распадом общины, наличие развитой имуществ. дифференциации в среде гор. и сел. населения). Хотя С. не был официально утверждён, он служил руководством для судей Двинской области в кон. 16 - 1-й пол. 17 вв.

И з д.: Судебники XV - XVI вв., 'м.- Л., 1952, с. 343-562.

СУДЕБНИК БЕКИ И АГБУГИ, сборник законов властителей княжества Самцхе - Саатабаго Беки и его внука Агбуги. Крупнейший памятник груз, феод, права. Создан в 14-15 вв. Гл. его содержание - нормы уголовного права. Допускал кровную месть за нек-рые виды преступлений, но в основном устанавливал за преступления денежное возмещение, величина к-рого зависела от социального положения потерпевшего. Так, за убийство знатного человека закон требовал заплатить 30 тыс. серебренников, за убийство крестьянина - 400. Судебник регулировал также нек-рые имуществ. отношения (напр., куплю-продажу, заём, наследование).

СУДЕБНИК ГЕОРГИЯ V, Законы Георгия V, издан между 1325 и 1346 в целях распространения груз. феод, права на р-ны верховьев Арагвы и Ксани, население к-рых противилось установлению феод, отношений. С. ещё сохранял такие устаревшие обычаи, как кровная месть (напр., в случае похищения чужой жены), убийство вора при преследовании. Основное его значение заключалось во введении новых форм ответственности за преступления: как правило, в виде ден. штрафов, величина их зависела от социального положения сторон.

СУДЕБНИК КАЗИМИРА 1468, законодательный памятник Вел. княжества Литовского, обнародован в Вильнюсе 29 февр. С. действовал до создания первого Литовского статута 1529. Оригинал С. не сохранился, имеются его списки конца 15-16 вв. С. (состоит из 25 статей) был составлен в период массовой раздачи земель феодалам, с закрепощением свободных крестьян и освобождением этих земель и живших на них крестьян от гос. повинностей и великокняж. суда. Осн. внимание в С. обращено на защиту прав феод, собственности и регламентацию репрессивных мер против проявлений классовой борьбы.

Лит.: Kazimiero teisynas (1468), Vilnius, 1967.

СУДЕБНИК МХИТАРА ГОША, см. Мхитара Гоша судебник.

СУДЕБНО - АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. в ст. Экспертиза судебная.

СУДЕБНО - АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА 1889, реорганизация местного управления, проведённая в 37 губерниях европ. части России на основе закона о земских начальниках от 12 июля 1889. Явилась завершением "контрреформы" в области суд. управления. С.-а. р. свела на нет одно из важнейших начал судебной реформы 1864 - отделение суда низшего звена от администрации. Вместо адм. органов (уездных по крест, делам присутствий) и суд. органов (выборных мировых судей и их съездов) был введён институт земских участковых начальников, осуществлявших в отношении крестьян суд. и адм. функции. Органы мировой юстиции были сохранены в Петербурге, Москве, Одессе, H. Новгороде, Харькове, Казани, Саратове, Кишинёве и Астрахани. Дела, к-рые по суд. уставам 1864 рассматривались мировыми судами, были отнесены к компетенции земских начальников, городских судей и уездных членов гор. суда. Должность гор. судей учреждалась в губернских и уездных городах, они назначались министром юстиции; уездные члены окружного суда также назначались министром юстиции по одному на каждый уезд. Апелляционной инстанцией для дел, рассмотренных как земскими начальниками, так и гор. судьями, было суд. присутствие уездного съезда, возглавлявшееся уездным предводителем дворянства; кассационной инстанцией - губернское присутствие, действовавшее под председательством губернатора.

Лит.: В и л е н с к и и Б. В., Судебная реформа и контрреформа в России, Саратов,

СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. в ст. Экспертиза судебная.

СУДЕБНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, см. Определение судебное.

СУДЕБНОЕ ПОРУЧЕНИЕ, по советскому праву поручение суда, рассматривающего дело, другому суду произвести определ. процессуальные действия по собиранию доказательств в др. городе или р-не. С. п. оформляется определением суда, где кратко излагается существо дела, указываются обстоятельства, подлежащие выяснению, перечисляются доказательства, к-рые должны быть собраны, а также указываются точные данные о лицах, опрос к-рых необходим. Определение подлежит обязат. исполнению в срок до 10 дней (напр., по ГПК РСФСР, ст. 51). Выполнение С. п. осуществляется в суд. заседании в порядке, установленном ГПК соответств. союзной республики. Протокол и все собранные материалы немедленно пересылаются в суд, рассматривающий дело.

Сов. суды исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностр. судов о производстве отд. процессуальных действий на терр. СССР (вручение повесток и др. документов, опрос свидетелей, сторон, производство экспертизы и осмотра на месте и др.). Исполнение С. п. иностр. судов производится по правилам, установленным сов. законодательством. В свою очередь, сов. суды могут обращаться с С. п. об исполнении отд. процессуальных действий к иностр. судам. Порядок сношений сов. судов с иностранными определяется законодательством СССР, союзных республик и междунар. соглашениями (прежде всего - Гаагской конвенцией по вопросам гражд. процесса 1954, к к-рой СССР присоединился в 1966). С. п. иностр. судов передаются для исполнения сов. учреждениям в дипл-оматич. порядке через МИД СССР. Двусторонние соглашения об исполнения С. п. СССР заключил с США (1935), Францией (1936), Австрией (1972). Исполнение С. п. предусмотрено также договорами о правовой помощи.

СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО,основная стадия уголовного или гражд. судопроизводства. В СССР осуществляется в порядке, установленном Основами уголовного судопроизводства 1958, УПК союзных республик, Основами гражд. судопроизводства 1961, ГПК союзных республик. Производится судом в составе судьи и 2 нар. заседателей. Обстоятельства дела исследуются непосредственно судом с участием заинтересованных лиц и представителей общественности, а в ряде случаев и прокурора. В зале, где слушается дело, может присутствовать любой гражданин не моложе 16 лет (рассмотрение дела при закрытых дверях допускается в исключит. случаях; указанных в законодательстве, напр, для охраны гос. тайны).

В процессе С. р. по уголовным делам суд решает вопрос о виновности (или невиновности) подсудимого и о применении (или неприменении) наказания. С. р. по этим делам состоит из нескольких стадий: подготовки дела (суд выясняет, нет ли препятствий к рассмотрению дела в суд. заседании: неявка сторон, отсутствие свидетелей и т. д.), судебного следствия, прений судебных, последнего слова подсудимого, постановления и оглашения приговора.

С. р. по гражд. делам включает: подготовит, стадию, рассмотрение дела по существу (излагаются требования истца, возражения ответчика, заслушиваются др. участвующие в деле лица, исследуются доказательства, устанавливаются фактич. обстоятельства дела, выясняются действительные взаимоотношения сторон), судебные прения, постановление и оглашение суд. решения.

СУДЕБНОЕ РЕШЕНИЕ, см. Решение судебное.

СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ, см. в ст. Следствие.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. в ст. Экспертиза судебная.

СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. в ст. Экспертиза судебная.

СУДЕБНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА, см. в ст. Экспертиза судебная.

СУДЕБНЫЕ ИЗДЕРЖКИ, см. Судебные расходы.

СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ в СССР, 1) по гражд. делам состоят из гос. пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, т. е. сумм, подлежащих выплате свидетелям и экспертам; расходов, связанных с производством осмотра на месте, розыском ответчика и исполнением решения суда (напр., ГПК РСФСР, ст. 86). Свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются расходы по проезду, найму помещения и выплачиваются суточные. За рабочими и служащими, вызываемыми в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе средний заработок. Экспертам и переводчикам, кроме того, выплачивается вознаграждение за выполненную по поручению суда работу (если она не входит в круг их служебных обязанностей).

По ряду категорий гражд. дел, затрагивающих важные интересы трудящихся, закон освобождает стороны от уплаты гос. пошлины и др. С. р., независимо от исхода дела (напр., рабочих и служащих, предъявляющих иски о взыскании заработной платы, истцов по искам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причинённого увечьем).

Суд при рассмотрении конкретного дела вправе освободить участника процесса от С. р., исходя из его имуществ. положения.

2) По уголовным делам С. р. (суд. издержки) состоят из сумм, выплачиваемых: свидетелям, потерпевшим, понятым - в возмещение расходов по явке или в качестве вознаграждения за отвлечение от обычных занятий; экспертам, специалистам и переводчикам - за выполнение их обязанностей и в возмещение расходов по явке; сумм, израсходованных на хранение, пересылку и исследование вещественных доказательств; иных расходов, понесённых органами расследования и судом при производстве по делу (напр., УПК РСФСР, ст. 105). При вынесении обвинит, приговора суд. издержки возлагаются на осуждённого. В случае его несостоятельности, а также при оправдании подсудимого или при прекращении дела суд. издержки принимаются на счёт гос-ва.

СУДЕБНЫЕ УСТАВЫ, в России законодат. положения, принятые 20 ноября 1864. Составили основу судебной реформы 1864.

СУДЕБНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ, должностное лицо, осуществляющее принудит, исполнение решений, определений и постановлений судов по гражд. делам, мировых соглашений, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имуществ. взысканий. В СССР С. и. исполняют также решения третейских судов, товарищеских судов, комиссий по трудовым спорам и др. Назначается председателем районного (городского) нар. суда или нар. судьёй. Требования С. и. по исполнению суд. решений обязательны для всех гос. учреждений, предприятий, колхозов и др. кооп. и обществ, орг-ций, должностных лиц и граждан на всей терр. СССР.

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР, см. в ст. Надзор.

СУДЕБНЫЙ ПОЕДИНОК, способ разрешения споров путём вооруж. борьбы сторон, применявшийся в ср.-век. суд. процессе. Регламентирован Бургундской и Рипуарской правдами (см. Варварские правды), Саксонским зерцалом, подробно описан "кутюмами Бовуази" Бомануара, известен "Польской правде", чешской правовой кодификации 14 в.; в рус. юридич. источниках 13-16 вв. носит назв. "поле". С. п. обычно назначался: между спорящими сторонами, между спорящей стороной и свидетелем, чьи показания она считает ложными; между спорящей стороной и судьёй, к-рый, по мнению первой, вынес несправедливый приговор. Сословные различия определяли выбор оружия: знатные сражались на мечах, простолюдины - на дубинках. Проигравшим процесс считался тот, кто первый ронял оружие, чья кровь пролилась раньше и т. п. Первые ограничения С. п. были введены в Англии в 12 в., однако пережитки его существовали в Европе вплоть до 17 в.

СУДЕЙКИH Георгий Порфирьевич [11(23).4.1850 - 16(28).12.1883], один из руководителей политич. сыска в России, жандармский подполковник (1882), организатор политич. провокации, т. н. дегаевщины. С нач. 70-х гг. служил в Киевском губ. жандармском управлении, в 1879 раскрыл Киевскую орг-цию "Народной воли". С нач. 1881 зав. агентурой Петерб. охранного отделения; с 1882 инспектор секретной полиции (специально учреждённая для С. должность). С. вовлек на путь предательства С. П. Дегаева, к-рый выдал охранке В. H. Фигнер. С. намеревался в сотрудничестве с Дегаевьш организовать убийство мин. внутр. дел Д. А. Толстого и вел. кн. Владимира Александровича и, напугав этим пр-во, получить пост министра внутр. дел, а затем ликвидировать остатки революц. орг-ции. Планы С. были открыты признавшимся в предательстве Дегаевым, при содействии к-рого С. был убит народовольцами в Петербурге.

Лит.: Дегаевщина. (Материалы и документы), "Былое", 1906, № 4; С е д о в М. Г., Героический период революционного народничества, М., 1966, с. 316 - 28.

СУДЕЙСТВО СПОРТИВНОЕ, непосредственное руководство проведением спортивных соревнований по установленным правилам. Уровень С. с. зависит от знания судьями правил по виду спорта, умения применять их, соблюдая требования спортивной этики (объективность, принципиальность, корректность и др.), а также от их опыта, стажа. С. с. призвано оказывать воспитат. воздействие на участников соревнований и зрителей. С. с. профессией не является.

В системе С. с. существуют различные (в зависимости от вида спорта, характера соревнований) судейские функции, обязанности: судьи (арбитра, рефери) на поле, площадке (футбол, регби, баскетбол, гандбол, хоккей), ринге (бокс), ковре (борьба), вышке (волейбол, теннис); судьи на старте (стартёра), дистанции, финише (бег, ходьба, лыжные гонки и т. п.); судейской бригады, оценивающей выступления спортсменов баллами, очками (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки на батуте, в воду, с трамплина на лыжах; боковые судьи в боксе и борьбе); секундометриста, измерителя, информатора, судьи при участниках и т. д. Для общего руководства соревнованиями типа чемпионатов, спартакиад создаются суд. коллегии в составе гл. судьи, его заместителей, гл. секретаря, членов.

В СССР установлены спортивные звания: юного судьи по спорту, судей 3-й, 2-й, 1-й, респ. и всесоюзной категорий, а также почётного судьи по спорту, к-рые присваиваются (с вручением удостоверения и значка) соответств. спорткомитетами по представлению суд. коллегий и федераций по видам спорта, правлений спортивных клубов, советов коллективов физкультуры и спортивных об-в (звания судьи всесоюзной категории и почётного судьи - Комитетом по фнзпч. культуре и спорту при Сов. Мин. СССР). В 1975 было 9,7 тыс. судей всесоюзной категории, ок. 100 почётных судей по спорту.

Звание судьи междунар. категории присваивают междунар. спортивные федерации за квалифицированное С. с. на всемирных, региональных, континентальных и др. спортивных соревнованиях. В 1975 в СССР было 402 судьи междунар. категории. Среди них получившие мировое признание В. М. Балавадзе (борьба), Г. М. Карапет ян (тяжёлая атлетика), В. М. Костин (баскетбол), H. Г. Латышев (футбол), А. В. Медведь (борьба), В. В. Рашмаджян (водное поло), Б. В. Савин (бокс), Т. А. Толмачёва (фигурное катание), 3. П. Фирсов (плавание), М. А. Химичёв (лыжный спорт), Т. H. Шарова (академич. гребля), Б. А. Шахлин (гимнастика). H. Г. Латышев.

СУДЕТО-НЕМЕЦКАЯ ПАРТИЯ (СНП; Sudetendeutsche Partei), генлейновская партия, в 1933-38 фашистская партия в бурж. Чехословакии. Создана К. Генлейном в окт. 1933 на основе запрещённых за подрывную деятельность нем. националистич. партий и орг-ций в Чехословакии. На паоламентских выборах 1935 получила 2/з голосов нем. населения страны. С 1935 офиц. выступала в парламенте под назв. Судето-нем. и Карпато-нем. партия (Sudetendeutsche und Karpatendeutsche Partei). В июле 1936 съезд СНП открыто объявил о приверженности партии идеологии герм. фашизма. На съезде в апр. 1938 СНП потребовала от пр-ва предоставления Судетской обл. широкой автономии (равнозначной по существу её отделению от Чехословакии), министерских постов в пр-ве, аннулирования чехословацко-сов. договора 1935 и др. В сент. 1938, стремясь создать повод для гитлеровской агрессии, военизированные отряды генлейновцев подняли путч в пограничных р-нах Чехословакии. После подавления путча СНП была распущена, а её лидеры бежали в Германию.

СУДЕТЫ (польск. и чеш. Sudety, нем. Sudeten), горы в Зап. Европе, на терр. Польши, Чехословакии, ГДР. Протягиваются с С.-3. на Ю.-В. на 310 км. Состоят из отд. хребтов и массивов, разделённых продольными тектонич. понижениями, являются поднятым краем Чешского массива, вые. до 1602 м (г. Снежка в массиве Крконоше). Сложены преим. гранитами, гнейсами, сланцами палеозоя, а также вулканич. породами (базальты, порфиры); в понижениях - меловые песчаники, мергели. Вершинные поверхности обычно сглаженные, склоны крутые; в гребневой зоне Крконоше - цирки, троги и др. формы ледникового рельефа. Встречаются останцы выветривания гранитов. В С. берут начало pp. Эльба (Лаба), Одра, Морава. Климат умеренный. Ср. температура января -4, -7 °С, июля 8-14 °С, осадков 700-1400 мм в год, зимой образуется устойчивый снежный покров. Нижние части склонов покрыты дубово-буковыми лесами, выше -елово-пихтовые леса, сменяющиеся на вые. 1200-1300 м кустарниками, лугами, торфяниками. Крконошский нар. парк (в Польше и Чехословакии), бальнеологич. курорты Лёндек-Здруй, ПоляницаЗдруй, Душники-Здруй, Кудова-Здруй, Цеплице-Слёнске-Здруй, Щавно-Здруй, Сверадув-Здруй в Польше; Янске-Лазне в Чехословакии. Район туризма и лыжного спорта. К. Г. Тарасов.

СУДЕЦ Владимир Александрович [р. 10(23). 10.1904, нос. Нижнеднепровск, ныне часть г. Днепропетровска], советский военачальник, маршал авиации (1955), Герой Сов. Союза (30.4.1945), Нар. герой Югославии (1964), Герой МНР (1971). Чл. КПСС с 1924. Род. в семье рабочего. В Сов. Армии с 1925. Окончил Военно-технич. школу ВВС (1927), школу лётчиков (1929), 2 курса Воен. академии им. М. В. Фрунзе (1939) и Воен. академию Генштаба (1950). Был лётчиком, инструктором, командиром авиагруппы. Участник сов.-финл. войны 1939-1940, пом. командира и командир авиабригады. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 был командиром 4-го дальнебомбардировочного авиац. корпуса (июнь - авг. 1941), командующим ВВС 51-й армии в Крыму (авг.-окт. 1941) и Приволжского воен. округа (окт. 1941 - июнь 1942), командиром 1-го бомбардировочного авиакорпуса (сент. 1942 - март 1943) и командующим 17-й возд. армией (с марта 1943 до конца войны). Участвовал в боях на Юж., Сев.Зап., Брянском, Воронежском, Зап., Волховском, Ленинградском, Калининском, Юго-Зап. и 3-м Укр. фронтах. В 194б-49 нач. Гл. штаба и зам. главкома ВВС, затем на командных должностях в ВВС. В 1955-62 командующий Дальней авиацией (в 1955-58 одновременно зам. главкома ВВС), в 1962-66 главнокомандующий войсками ПВО страны и зам. мин. обороны СССР. С июля 1966 воен. инспектор-советник Группы ген. инспекторов. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-66. Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 5 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, орденом Красной Звезды и медалями, а также иностранными орденами и медалями. В. А. Судец.

СУДЖА, город, центр Суджанского р-на Курской обл. РСФСР. Расположен на прав, берегу р. Суджа (басе. Днепра), в 3 км от ж.-д. станции Суджа (на линии Льгов - Готня). 3-ды: тракторных агрегатов, стройматериалов; предприятия пищ. пром-сти (маслозавод, мясоптицекомбинат, консервный, крупяной з-ды), ковроткацкая ф-ка. Элеватор. Ветеринарный техникум, муз. уч-ще. С. осн. в 17 в., город - с 1664.

СУДЖАНСКИЕ КЛАДЫ, найдены на р. Суджа, в окрестностях г. Суджа Курской обл. РСФСР. Первый, найденный в 1918 у деревни Б. Каменец, назван кладом ошибочно. Он представлял собой погребальный инвентарь, состоявший из золотых и серебряных вещей, положенных в могилу плем. вождя. Среди них фалар (нагрудная конская бляха), нашивные золотые бляшки и серебряный сосуд позднеантич. работы, на к-ром изображены девять муз с их атрибутами. У этой же деревни в 1927 обнаружено ещё одно погребение, содержавшее изделия из золота: гривну с цветной эмалью, цепь длиной 2,5 м и браслеты со змеиными головками на концах. Оба погребения датируются 5 в. н. э. Вещи хранятся в Оружейной палате Моск. Кремля. Второй клад найден в 1947 и состоял из бронзовых и серебряных украшений и железного меча. Вещи относятся к 6-7 вв., принадлежали представителю одного из слав, племён, вероятно северян; хранятся в Курском краеведческом музее. Лит.: Мацулевич Л. А., Погребение варварского князя в Восточной Европе, М.- Л., 1934; Рыбаков Б. А., Новый Суджанский клад антского времени, "Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры", 1949, в. 27.

СУДЗА, масличное растение, один из видов рода перилла.

СУДЗИЛОВСКИЙ, Руссе ль Николай Константинович [3(15). 12.1850, Могилёв,- 30.4.1930, Тяньцзинь, Китай], русский революционер, народник, деятель междунар. революц. движения, учёный-естествоиспытатель. Из дворян. Учился в Петерб. (с 1868) и Киевском (с 1869) ун-тах. Один из организаторов Киевской коммуны (1873-74), участвовал в "хождении в народ". В 1875 эмигрировал; в 1877 окончил ун-т в Бухаресте. Под фамилией Руссель участвовал в подготовке Апрельского восстания болгар против турецкого ига (1876), организации социалистич. движения в Румынии (1880). Сотрудничал в зарубежном издании П. Л. Лаврова "Вперёд!", содействовал доставке в Россию лит-ры группы "Освобождение труда". С 1887 - в СанФранциско, принял амер. подданство. В 1892 на Гавайских о-вах основал из коренных жителей-канаков партию гомрулеров (независимых), члены к-рой боролись против колон, гнёта амер. плантаторов. В 1900 под именем Каука Лукини (по-канакски "русский доктор") был избран в гавайский сенат и стал его президентом, на этом посту пытался провести радикальные демократич. реформы. Во время рус.-япон. войны 1904-05 вёл в Японии революц. пропаганду среди рус. военнопленных. По требованию мин. иностр. дел России был лишён пр-вом США прав амер. гражданина. Последние годы жизни провёл на Филиппинах и в Китае, был персональным пенсионером Всесоюзного об-ва политкаторжан, сотрудничал в журн. "Каторга и ссылка". С.- автор работ по медицине, естествознанию, социологии и др., состоял чл. Амер. об-ва генетиков.

Лит.: Попов И. И., H. К. Руссель-Судзиловский, "Каторга и ссылка", 1930, № 6; Мельников М. Ф., Из семьи соколиной, Минск, 1973.

СУДЗУКИ Бундзи (4.9.1885, преф. Мияги,- 12.3.1946), правореформистский деятель японского рабочего движения. После окончания Токийского ун-та (1909) занимался журналистикой, читал проповеди в унитарной церкви Токио. В 1912 при содействии банкира Сибудзава создал орг-цию Юайкай, через к-рую стремился подчинить рабочее движение интересам капитала. В 1915 присутствовал на съезде Амер. федерации труда, где установил контакт с её руководителем С. Гомперсом. В 1921-40 - один из лидеров Япон. федерации труда (Нихон родо содомэй). В 1945-46 советник Социалистич. партии Японии.

СУДЗУКИ Мосабуро (7.2.1893, префектура Айти,- 7.5.1970, Токио), деятель с.-д. движения Японии. После окончания ун-та Васэда (1915) работал в токийских газетах "Хоти" и "Токио нити-нити", участвовал в с.-д. движении. В 1922 в качестве корреспондента газ. "Иомиури" посетил Сов. Россию. После возвращения в Японию издал книгу о Сов. России. Вместе с И. Ояма участвовал в создании партии Родо номинто и являлся её секретарём (1927-28). Как участник антивоен. выступлений япон. трудящихся был арестован в дек. 1937 и до 1940 находился в тюрьме. Участвовал в создании в 1945 Социалистич. партии Японии (СПЯ), являлся одним из лидеров левого крыла партии. С апр. 1949 по апр. 1950 ген. секретарь СПЯ, с янв. по окт. 1951 пред. ЦИК СПЯ. Выступил против сепаратного Сан-Францисского мирного договора и после раскола СПЯ (окт. 1951) на левую СПЯ и правую СПЯ стал пред. ЦИК левой СПЯ (до окт. 1955). После объединения левой и правой СПЯ (окт. 1955) был до марта 1960 пред. ЦИК СПЯ. С 1960 -советник СПЯ. Автор работ по проблемам япон. капитализма и истории с.-д. движения в Японии.

СУДИМОСТЬ, правовое последствие осуждения за преступление, один из элементов ответственности уголовной. Заключается в определённом ограничении прав осуждённого, к-рые не входят в содержание наказания (напр., запрещение занимать определённые должности, ограничение при выборе места жительства). По сов. праву лицо, отбывшее наказание, считается судимым в течение определённого законом срока или до снятия С.

Законодательство (напр., УК РСФСР, ст. 57) устанавливает специальный порядок погашения или снятия С. Погашение означает автоматич. отпадение С. по истечении установленного законом срока (от 1 до 8 лет) со дня отбытия осн. и дополнит, наказания. Продолжительность срока зависит от тяжести совершённого преступления, вида и размера наказания. Обязат. условием погашения С. является несоверщение за это время нового преступления. Если отбывший наказание до истечения срока погашения С. вновь совершит преступление, течение срока, погашающего судимость, прерывается и исчисляется заново после фактического отбытия наказания за последнее преступление. Он считается судимым за оба преступления до истечения срока погашения С. за наиболее тяжкое из них.

Снятие С. означает аннулирование её судом. Эта процедура применяется к лицам, осуждённым к лишению свободы на срок св. 10 лет, и к особо опасным рецидивистам, если они в течение установленного законом срока со дня отбытия осн. и дополнит, наказания не совершили нового преступления и признаны судом исправившимися. По ходатайству обществ, орг-ций суд может снять С. до истечения установленных сроков, если осуждённый к лишению свободы после отбытия наказания честным отношением к труду и примерным поведением доказал своё исправление. С. может быть снята также в связи с амнистией и помилованием.

Совершение преступления лицом, ранее судимым, является обстоятельством, отягчающим ответственность за новое преступление, а в нек-рых случаях основанием для признания лица особо опасным рецидивистом .

СУДИСЛАВЛЬ, посёлок гор. типа, центр Судиславского р-на Костромской обл. РСФСР. Расположен на развилке автомоб. дорог Кострома - Галич и Кострома - Мантурово, в 5 км от ж.-д. станции Судиславль и в 51 км к С.-В.от Костромы. Леспромхоз, деревообр. ф-ка, молочный комбинат. Краеведч. музей (филиал Костромского историко-архит. музея-заповедника ).

СУДМАЛИНЯС (латыш, sudmalinas, от sudmalas - мельница), латышский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется 8 парами. Варьируется гл. фигура - кружение "звёздочкой". Осн. движение - шаг польки. Танцуют живо, весело.

СУДМАЛИС Имант Янович (18.3.1916, r. Цесис,- 25.5.1944, Рига), участник революц. движения в Латвии, один из организаторов партиз. движения в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (23.10.1957, посмертно). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье учителя. С 1932 чл. Коммунистич. союза молодёжи Латвии, руководил подпольной комсомольской орг-цией в Лиепае. Подвергался арестам и тюремному заключению. После восстановления Сов. власти в Латвии (июнь 1940) редактор газ. "Коммунист", секретарь Лиепайского укома и чл. ЦК ЛКСМ Латвии. В июне 1941 участник обороны Лиепаи, затем сражался в рядах белорусских партизан в р-не Освеи. С дек. 1942 секретарь парт, орг-ции латыш, партиз. спецотряда, с марта 1943 - латв. партиз. бригады. В авг, 1943 назначен уполномоченным

опергрупп ЦК КП(б) и ЦК ЛКСМ Латвии; создал и руководил Рижским подпольным горкомом ЛКСМ. В февр. 1944 схвачен гитлеровцами и после жестоких пыток убит. Награждён 2 орденами Ленина.

Лит.: Рашкевиц А. К., За родную Советскую власть, в сб.; Герои подполья, М., 1968; Muzikantiks I., Reita D., Imants Sudmalis, Riga, 1966.

СУДНО, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хоз. и воен. задач, науч. исследований, водного спорта и др.

Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские. Промысловые С. делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (напр., траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмномонтажные (напр., портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.). Административно -с л уж е б н ы е С. включают инспекторские (рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие (т. н. вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят С. для комплексных океанич. исследований и для проведения спец. исследований (геофизических, гидробиологических и др.). К с удообслуживающим С. относятся: буксирные, перегрузочные (напр., плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабжен ческо-приёмные (бункеровщики, С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (напр., лоцманские) и учебные. Отд. группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурнопросветительные (С.-музеи, С.-выставки, С.-клубы и др.).

По району плавания С. подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания. Мор. С. бывают неогранич. и огранич. плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания мор. С. во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу мор. С. подразделяют на полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних-шельтердечные суда. С. внутр. плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, мор. заливов. С. смешанного мор. и внутр. плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые мор. судам, с малой осадкой судов внутр. плавания.

С. бывают самоходные (с механич. двигателем, парусные, гребные) и несамоходные (буксируемые). Самоходные С. по типу энергетич. установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от электродвигателя - электроходы.

По принципу движения на воде различают С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные -надводными.

Историческая справка. В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать примитивные плоты из скреплённых друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во мн. странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Др. Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в., например в Далмации (Югославия).

К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, к-рые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челныоднодеревки). В сев. странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Сев. Америки) или из натянутых на каркас шкур (напр., алеутские каяки). В Междуречье в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100 т. В Вост. Бенгалии делали круглые лодки-тигары из обожжённой глины.

Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или неск. рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на терр. Вост. Европы т. н. набойные лодьи (4 в.), насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки (19 в.). Однако только конструирование С. из деревянных частей с отд. каркасом (т. н. набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных размерений С., улучшая их мореходность. В Др. Египте в 3-м тыс. до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.

С. финикийцев уже в 10 в. до н. э. имели осн. элементы конструкции совр. . С. (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутр. крепления сделали ненужными обычные для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отд. части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.

Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов и вёсел. Паруса были известны с 3-го тыс. до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогат. роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (напр., римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные гребные С.- галеры, а в 16 в. более крупные галеасы, на к-рых уже значит, роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались ещё в 18 в., гл. обр. в качестве воен. кораблей (см. Военно-морской флот, Гребной флот). На широких и вместительных грузовых С. более эффективным движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10-13 вв в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными и парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С 12-13 вв. в Зап. Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й пол. 19 в.; длина их составляла 90 м, шир. 15-17 м, грузоподъёмность 5 тыс. т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).

Для предохранения деревянной подводной части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с нач. 18 в. ниж. часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к сер. 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное С. дл. 21,5 м. Со 2-й пол. 19 в. железо как судостроит. материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов С. целиком из металла позволило увеличить их прочность и уменьшило относит, массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность С.

В 18 в. делались попытки использовать для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве гл. судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В 1-й пол. 19 в. на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутр. сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К сер. 20 в. появились С. с энергетич. установками, работающими на ядерном топливе (см. Лтомнъш флот, Атомный ледокол "Ленин").

Устройство и типы С. Важнейшая характеристика С.- его эксплуатац. качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных -также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых С.). Специфич. свойства С. как плавучих сооружений -т. н. мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением комплекса н.-и. и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатац. требований, проектирование, модельные испытания).

При создании С. используются: теория проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного произ-ва, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится неск. лет.

Важнейшие технико-эксплуатац. характеристики С. определяются осн. элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью гл. двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в к-рых располагают энергетич. установки, трюмы, твиндеки и т. д. На мор. С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива п пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С. изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки п рубки размещаются на верх, палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, обществ., хоз. п служебные помещения.

В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигац. оборудование и судовые средства связи, сигнализации и управления, обеспечивающие безопасное плавание С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.

Внеш. форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верх, палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.

Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетич. установка состоит из гл. и вспомогат. механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетич. установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в т. ч. из рулевой рубки. Основной тип применяемых на С. движителей - гребные винты.

Развитие С. идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например трансп. С., обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Напр., сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения - с 1-3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью ок. 25-30т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид трансп. С.- лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С.- С. для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из к-рых по размерам превосходят все др. С.

Получают применение составные С. для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5-50 тыс. т, скорость до 30 км/ч, мощность гл. двигателей достигает 10 Мет. Составное С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция-несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осущит. системой; управление устройствами и системами - дистанционное (с энергетич. секции).

Совр. пассажирские С., игравшие до сер. 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (напр., из Зап. Европы в Австралию), используются гл. обр. для многодневных турпстич. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Турпстич. С.- комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные на неск. сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью, многие пз них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

Повышение провозоспособности С. достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растёт грузоподъёмность С. для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетич. установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значит, повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100-200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной подушке. Характеристики некоторых судов осн. типов см. в таблице.

Характеристики основных типов судов
Название
Флаг
Назначение
Водоизмещение, т
Вместимость
Грузоподъёмность, т
Главные размерения, м
Энергетическая установка
Скорость, 

км/ч

длина
ширина
высота борта
осадка
тип
мощность, Мвт
Сухогрузные суда
"50 лет Советской  власти"
СССР
Грузовое судно смешанного плавания
4100
4297 м3
2700
110,5
13
5,5
3,5
Дизельная
0,97
19,8
"Волго-Дон"
СССР
 Речное сухогрузное судно
6755
6370 м3
5300
135
16,5
5,5
3,5
-"-
1,47
21
"Сахалин"
СССР
Морской железнодорожный паром
7740
26 грузовых вагонов
2000
116,4
19,5
8,8
6,2
Дизель-электри-
11,47
30,5
"Николай Коперник"
СССР
Морское рефрижераторное судно
10710
8160 м3
4165
139,8
18
11,5
7,8
ческая Дизельная
9,72
37
"Перекоп"
СССР
Сухогрузное судно универсального назначения
18030
18200 м3
11680
140
20,6
12,3
9,1
-"-
5,51
28,7
"Николай Новиков"
СССР
Морской лесовоз-дакетовоз
19730
17210 м3
9580
140
21
11,6
8,5
-"-
7,06
28,3
"Григорий Алексеев"
СССР
Морской щеповоз
23300
40000 м3
15700
158
24,6
16,4
7,9
-"-
6,1
27,8
"Атлантик Сага"
Швеция
Морское судно с горизонтальным способом грузовых операций
27600
45760 м3
14000
183
27,43
19,3
9,04
-"-
14,57
38,4
"Маклейн"
США
Морской контейнеровоз
50550
1940 контейнеров длиной 

6,1 М

16140
267,6
32,2
20,9
10,4
Паротурбинная
88,2
61,1
"Акадия Форест"
США
Морской лихтеровоз
60000
83 лихтера
28000
234
32,5
18,3
11,25
Дизельная
19
37
"Зоя Космодемьянская"
СССР
Морской навалочник
62850
62900 м3
47240
201
31,8
16,8
11,7
-"-
11,17
27,6
Наливные суда
 
 
"Волго-нефть"
СССР
Речной танкер
6400
-
5300
128,6
16,5
5,5
3,52
Дизельная
1,47
19,5
"Маршал Будённый"
СССР
Морской навалочник-танкер
127260
102375 м3
99650
236
38,7
22
16
-"-
17
27,8
"Крым"
СССР
Морской танкер
181200
183000 м3
143500
277
45
25,4
17
Паротурбинная
22,05
31,5
"Глобтик Токио"
Великобритания
Морской танкер
555000
585000 м3
483600
360
62
36
28
-"-
33,1
28,9
Пассажирские суда
 
 
"Чайка"
СССР
Морское пассажирское судно на воздушной подушке
39,3
80 пассажиров
-
23,5
6
2,2
1,13/0,6
Дизельная
0,88
55,5
"Комета"
СССР
Морское пассажирское судно на подводных крыльях
58,3
118 пассажиров
 
35,1
9,6
7,8
3,2/1,4
-"-
1,76
59,2
"Советский Союз"
СССР
Речное пассажирское судно
2385
468 каютных пассажиров
1200
116
12,4
5
2,3
-"-
1,98
26
"Сонг оф Норвей"
Норвегия
Круизное пассажирское судно
11800
870 каютных пассажиров
-
137,3
24
14,2
6,3
-"-
13,2
38,9
"Белоруссия"
СССР
Морской автомобильно-пассажирский паром
15100
500 каютных пассажиров и 250 легковых автомобилей
600
134
21,8
16,3
6,5
-"-
13,25
38,9
"Иван Франко"
СССР
Морское пассажирское судно
19600
750 каютных пассажиров
1837
155
23,6
13,5
8,47
-"-
15,4
37,6
Суда различного назначения
 
 
"Север"
СССР
Рыболовный траулер
2520
1040 м3
435
64
13,1
8,2
5,0
Дизель-электрическая
2,1
24,6
"Богатырь"
СССР
Морской самоходный плавучий кран
3195
-
300
54,7
25,2
4,5
2,78
Дизельная
1,4
10,2
"Профессор Щёголев"
СССР
Учебное судно
10000
176 курсантов
5700
112
17
_
7,36
-"-
3,68
27,8
"Академик Сергей Королёв"
СССР
Научно-исследовательское судно
21465
-
-
167
25
13,2
7,9
-"-
8,83
32,4
"Арктика"
СССР
Полярный ледокол
23440
-
-
136
28
17,2
11
Атомная
55,1
33,3

Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII (стр. 128-129).

Лит.: Рябчиков П. А., Морские суда, М., 1959; Шершов А. П., К истории военного кораблестроения, М. - Л., 1952. Э. Г. Логвинович, Л. Г. Соколов.

Правовые вопросы. В совр. междунар. праве установился принцип свободы мореплавания в открытом море. Каждое С. должно плавать под флагом к.-л. гос-ва, подтверждающим его национальность и указывающим, законам какого гос-ва оно подчиняется. Условия предоставления права плавания под своим флагом, регистрации судов и др. организац. вопросы устанавливаются нац. законодательством каждой страны.

Сов. законодательство рассматривает С. как соответствующим образом организованную и управляемую производств, единицу (т. е. коллектив людей, возглавляемый капитаном). Все сов. С. находятся в собственности либо гос-ва, либо колхозов и иных обществ, орг-ций. В личной собственности граждан могут находиться суда вместимостью не более 10 регистровых т (прогулочные катера и т. д.). На С., находящиеся в собственности гос-ва, не может налагаться арест, обращаться взыскание, в т. ч. в связи с исполнением суд. решений, без согласия Сов. Мин. СССР. Все сов. С. плавают под флагом СССР. Предварительно они должны быть зарегистрированы в регистре СССР и быть приписаны к определённому мор. торг, или рыбному порту. Каждое С. должно иметь судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, свидетельство на право плавания под флагом СССР, свидетельство о годности к плаванию и др. Перечень документов определяется рядом междунар. конвенций, участником к-рых является СССР. Каждому С. регистр СССР присваивает определённый класс, что подтверждается спец. классификационным свидетельством (см. Классификационное общество).

При нахождении в открытом море и в территориальных водах и портах иностр. гос-в С., плавающие под флагом СССР, рассматриваются как часть терр. СССР (т. н. плавучая территория), пользуются иммунитетом как имущество сов. гос-ва, к-рое согласно принципам совр. междунар. права не может быть подвергнуто отчуждению, аресту, задержано без согласия СССР. См. также Иммунитет государства, Морское право.

СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, парящее судно, судно, к-рое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию судна, скользящего по слою сжатого воздуха между его днищем и водой, предложил в 1716 швед, учёный Э. Сведенборг; одно из первых С. на в. п.- торпедный катер для австрийского военно-мор. флота -построено в 1916. Теоретич. обоснование принципа движения на воздушной подушке было выполнено К. Э. Циолковским (1927). Первое сов. С. на в. п., разработанное под рук. проф. В. И. Левкова, прошло испытания в 1934-35 при движении над водой, снегом и землёй. Практическое использование С. на в. п. началось с сер. 60-х гг. в воен. флоте и для пассажирских перевозок.

Различают С. на в. п. с центральной подачей воздуха под куполообразное днище от вентилятора (камерная схема) и с расположением подающих воздух отверстий по периметру днища (сопловая схема). Устойчивое движение парящего С. на в. п. на волнении достигается удержанием воздушной подушки под днищем, что предотвращает динамич. крен и дифферент. У С. на в. п. с полным отрывом от воды возд. подушка ограждается по периметру гибкими элементами (напр., секционированными полотнищами); движителями на таких судах служат воздушные винты и воздушно-реактивные двигатели; скорость судов 100-150 км/ч. С. на в. п. с постоянно погружёнными в воду боковыми гибкими или жёсткими ограждениями возд. подушки развивают скорость 60-100 км/ч; на них используются гребные винты, и водомётные движители.

С. на в. п. применяются для перевозки пассажиров и автомобилей (паромы), в качестве военно-десантных судов и т. п. Лит.: Основы теории судов на воздушной подушке, Л., 1970; Злобин Г. П., Симонов Ю. А., Суда на воздушной подушке, Л., 1971. Э. Г. Логвинович.